По данным Росфинком Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении ЗАО «Тандер» (операционная компания сети «Магнит»), ООО «КБ «Система», ООО «Система-фактор» и ЗАО ЮниКредит Банк по признакам нарушения статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции». Об этом 24 июня 2009 года сообщила газета «Коммерсант».

 

Дело возбуждено по заявлению ОАО «АКБ «Металлинвестбанк», которое в своем обращении сообщило, что «Тандер» запрещает своим поставщикам пользоваться факторингом в Металлинвестбанке.

 

Основной акционер банка «Система» Алексей Богачев (ему также принадлежит около 8% акций «Магнита») подтвердил, что его банк работает с «Магнитом» по факторингу, но категорически отвергает наличие сговора.

 

Директор по связям с общественностью «Магнита» Олег Гончаров подчеркивает, что сеть работает по факторингу с девятью банками.

 

Начальник Управления факторинга ЮниКредит Банка Константин Овчаров дал нам свой комментарий:

«Подозрение  о наличии  какого-либо сговора ЮниКредит Банка и  Тандер, направленного на ограничение конкуренции, является абсолютно необоснованным.
Доля дебиторской задолженности поставщиков ЗАО Тандер, уступленной ЮниКредит Банку, является крайне несущественной как для факторингового подразделения ЮниКредит Банка, так и для самого ЗАО Тандер. Если быть точнее, то в портфеле ЮниКредит Банка по состоянию на сегодня  существует только один поставщик, часть дебиторской задолженности которого по поставкам на ЗАО Тандер уступлена Банку.

В качестве темы для обсуждения, я бы хотел поднять теоретический вопрос о том, как вообще дебитор может запретить уступать денежные требования к нему? Разве Гражданский Кодекс дает такую возможность?

Другое дело, что многие ритейлеры не любят, когда права требования к ним уступают Факторам. Ведь если посмотреть на факторинг со стороны торговой сети, то сразу виден один, пусть формальный, но не очень удобный момент — с даты уведомления об уступке сеть теряет право на зачеты платежей по таким поставкам. Бухгалтерии сети  может прибавиться работы.  Наш банк, например, зная об этом,  всегда старается свести на нет влияние факторинга на взаимоотношения поставщик — торговая сеть. То есть, если случилось так, что уступленное нам денежное требование было зачтено, а не оплачено деньгами, мы в первую очередь урегулируем это с нашим клиентом — поставщиком. При нормальном развитии событий крупный надежный дебитор не должен ощущать нашего присутствия.»

 

Это не первая попытка ФАС вмешаться в отношения Факторов и ритейлеров, предыдущие не увенчались успехом. Это и понятно, т.к. никакой дебитор не может препятствовать уведомлению его надлежащим образом. И Металливестбанку было достаточно отправить уведомление с описанием вложения и заказным уведомлением о вручении по почте. После получения такого уведомления ритейлер обязан по закону платить Фактору и никак не может препятствовать этому.

 

Кроме того, стоит отметить, что ЮниКредит Банк и Система (Система-Фактор) являются прямыми конкурентами и сговор между ними не возможен, достаточно собрать минимум информации о рынке факторинга и акционерах этих банков, чтобы сделать очевидный вывод.

 

Тогда почему Металлинвестбанк обратился в ФАС?

 

По нашему мнению, это связано с попыткой активного продвижения Металлинвестбанка на рынке факторинга. Еще совсем недавно никто на рынке и не слышал об активности этого банка в области факторинга. А сегодня достаточно только посмотреть на продвижение ссылок и рекламы в Интернете, чтобы сделать вывод о достаточно агрессивном продвижении. Активность развивается и не только в виртуальном пространстве. Возможно, обращение в ФАС – это также один из шагов, направленных на привлечение к себе внимания, создание информационного повода. Хотя выглядит это достаточно неуклюже, как поведение слона в посудной лавке. Но для рекламы могут быть хороши любые информационные поводы.

 

На наш взгляд в таких ситуациях могли бы свою позитивную роль играть профессиональные объединения Факторов, которые уже созданы (Федерация факторинговых компаний, Ассоциация факторинговых компаний) и, даже в период кризиса, пытаются развиваться. Но пока такие объединения не окрепли и не получили достаточного веса, мы можем еще не раз увидеть демарши новичков факторингового рынка, желающих стать более заметными.