Мнение экспертов сайта:

 

В отношении 2008 года на рынке факторинга России можно сказать, что он стал годом, вскрывшим проблемы рынка. На фоне осложнения ситуации на финансовых рынках, снижения доступности заемных средств вылезли на поверхность все скрытые болезни игроков.

 

Конечно, самым заметным и болезненным для всех участников рынка стал бесславный конец «лидера» — компании «Еврокоммерц». Несмотря на давние прогнозы участников, которые звучали еще с 2003 года, рейтинговые агентства и банки продолжали способствовать развитию ситуации, которую назвать иначе, как мыльный пузырь, невозможно. Зачастую банки помогали развитию этой пирамиды в ущерб собственным факторинговым проектам.

 

Рассуждая, казалось бы, имея собственный бизнес, который можно контролировать по качеству и по объему, логично развивать его. Но парадокс ситуации заключается в том, что некоторые банки заняли позицию: «Зачем тратить время на создание собственного качественного бизнеса, когда можно сразу и много денег разместить в чужом. Ну, а на то, что он не качественный лучше закрыть глаза. Да и кто сказал, что он не качественный, мои сотрудники? Да они просто не могут создать мне портфель порядка 100 млрд. руб. за полгода». Остается только вспомнить старое изречение про отсутствие пророков в своем отечестве.

 

Создать 100 млрд. руб. факторингового портфеля за полгода крайне сложно, если банк не хочет прилагать усилий к продажам этого продукта, даже если построен качественный бизнес. Факторинг не продается сам по себе. Это достаточно сложный продукт, который должны продавать квалифицированные продавцы, которых для масштабного проекта еще нужно обучить в необходимом количестве. На рынке известно как минимум два потенциально очень хороших проекта, которые не получили должного развития из-за такой позиции банков в прошлом году.

 

В момент, когда банк занимает такую позицию, команде людей реализующих этот проект остается два пути: расстаться с банком или начать создавать мыльный пузырь внутри этого банка. Участникам рынка всегда было понятно, что такие «заметные проекты» были на рынке, а в прошлом году к ним добавился еще как минимум один проект, который был представлен как потенциальный будущий лидер, но пока никак не показал себя. Остается надеяться, что развитие в таком направлении и не состоится. Кстати, стоит отметить, что в 2009 году велик риск появления новых «мыльных пузырей» в отрасли.

 

Хочется верить, что «Еврокоммерц» научит инвесторов анализировать бизнес, а не опираться лишь на «оценку» рейтинговых агентств. В кавычках слово «оценка» приведено именно потому, что рейтинговые агентства в принципе не в состоянии давать адекватную оценку факторинговому бизнесу. В первую очередь это связано с тем, что в связи с высокотранзакционностью бизнеса и необходимостью постоянного мониторинга контрагентов, верификации поставок необходимо выполнять самостоятельно весь комплекс работ или быть уверенным, что он выполняется без отступления от нормативной базы, которая соответствует необходимым технологическим требованиям.

 

Стоит задуматься сколько «лидеров рынка» не проводит в принципе реальных работ по административному управлению дебиторской задолженности. Или у скольких до начала этого года отсутствовали даже формализованные методики установления лимитов, порядки проведения операций.

 

Наверное после этих раздумий не стоит удивляться тому, что потенциальные инвесторы заинтересованы приобретать команды и программное обеспечение, но не существующие портфели. Хотя, наверное, стоит задуматься о качестве команды, если она создала портфель, который не вызывает у инвестора желание его приобретать.

 

Озвученное выше еще раз подчеркивает, что:

— факторинг «на коленке» построить нельзя; технологию нужно соблюдать, а не раздавать деньги бездумно, что очевидно было использовано «лидерами» в последние годы;

— неготовность банков строить бизнес, т.е. работать на перспективу; предпочтение опять было отдано не инвестициям в технологию и качеству услуг, а кратковременной спекуляции, которая привела к потерям.

 

Довольно интересно выглядит обсуждение, которое было возобновлено на волне событий конца 2008 года. Банки опять начали выступать с заявлениями, что факторинг возможен только в ихструктуре, т.к. факторинговые компании очень зависимы от ситуации на рынке.

 

Стоит вспомнить, какое количество средних и мелких банков ушло с рынка факторинга в 2008 году. И сколько крупных не захотели активно присутствовать на рынке, даже будучи технически к этому готовы. Дело тут, скорее, в непонимании сути факторинга банкирами. Именно развитие факторинга в кризис, при обязательном соблюдении всей технологии, могло позволить получить качественный портфель, достойную долю рынка и соответственно доход. Но, как всегда, сработал стереотип о том, что в факторинге нет залога и поэтому его применять активно в кризис нельзя. Хотя не думаю, что залог помог кому то в сложившейся ситуации. А вот контроль денежных потоков, который заложен в технологию факторинга, оказал неоценимую услугу многим.

 

Действительно, важным фактором является недостаточность капитала факторинговых компаний, если они не имеют крупного материнского банка. После принятия поправок в законодательство, которые позволяют заниматься факторингом не только банкам, вполне обоснована уверенность, что эффективными на рынке будут именно факторинговые компании. Но только те, кто получит достаточный объем средств от материнских банков. Наиболее перспективными, на сегодняшний момент, представляются проекты с участием государственных банков при условии построения полноценной технологии, обеспечения высокого уровня автоматизации и выбора квалифицированных специалистов.

 

В отношении специалистов принципиально ситуация не изменилась и в связи с кризисом. Да, теоретически, можно было видеть в конце 2008 – начале 2009 годов  множество резюме людей, имеющих опыт работы в факторинге, но привлечение к новым проектам специалистов, принимавших активное участие в создании «мыльных пузырей» вызывает неоднозначную реакцию.

 

Но кризис принес не только негатив. Именно в этот момент наиболее дальновидные участники задумались над улучшением технологии и автоматизации процессов. Тем более, что в конце 2008 года – первом квартале 2009 года у поставщиков технологий и факторингового программного обеспечения можно было получить очень доступные цены. Конечно те, кто использовал кризис для усиления своих технологических позиций готовы к дальнейшему развитию получив конкурентные преимущества.

 

Чего же стоит ждать в 2009 году?

 

Безусловно, ситуация на рынке факторинга будет зависеть от общеэкономической ситуации. Довольно сложно сейчас делать прогнозы. Но, судя по всему, дальнейшего резкого сокращения рынка ждать не приходится. Скорее можно рассчитывать на некоторое оживление в конце 2009 – начале 2010 годов. А вот в отношении отдельных заметных или потенциально перспективных игроков (по оценке прошлого года) попытаемся сделать прогноз.

 

К заметным стабильным участникам рынка можно отнести НФК и Петрокоммерц. Есть уверенность, что они смогут укрепиться на рынке. По формальным показателям есть шансы показать достойную картину у Промсвязьбанка. Реальная же ситуация у Промсвязьбанка и Номос-Банка будет во многом зависеть от усиления направления, связанного с административным управлением дебиторской задолженностью и мониторингом. ЮниКредит Банк и Газпромбанк также смогут добиться хорошего результата в ближайшие годы в случае усиления направления, связанного с автоматизацией технологических процессов.

 

К сожалению, не столь оптимистично оцениваются перспективы факторинга в среднесрочной перспективе в Альфа-Банке. А проект создания ФК «ВТБ-Факторинг», имеющий прекрасную информационную поддержку даже на предварительной стадии, не кажется однозначным. С одной стороны ВТБ в качестве материнского банка – прекрасный потенциал, но многое будет зависеть от подходов и принципов реализации этого проекта, которые, к сожалению, пока не внушают большого оптимизма.

 

Таким образом, конец 2009 года может стать периодом нормализации ситуации на рынке и заложить фундамент для дальнейшего развития в 2010 году.